14.09.2024
Просмотры: 205

Как продать свой бизнес?

Владельцы малого бизнеса вкладывают всю свою душу и энергию в свое предприятие, поэтому выход из бизнеса или решение о продаже знаменует собой важную веху на их предпринимательском пути. В идеале это происходит в то время, которое они сами выбирают — хотят ли они уйти на пенсию или найти новые возможности. Однако даже когда владельцы малого бизнеса чувствуют себя готовыми к этому, окончательное решение может вызывать двойственные чувства.

Если вы планируете продать свой бизнес, необходимые условия — обеспечить плавный переход и получить максимальную прибыль. Вот некоторые из проблем, с которыми вы можете столкнуться, и о чем следует подумать уже сегодня, независимо от того, насколько далека возможная продажа.

Когда наступает подходящий момент для планирования выхода из бизнеса?

Выход из бизнеса – важное решение в жизни владельца. Чтобы передать бизнес нужно обеспечить плавный переход и получить максимальную прибыль картинка

Одна из главных ошибок владельцев малого бизнеса, — это сосредоточенность на сроках выхода из бизнеса. На самом деле, такой подход является ошибочным. Вместо этого вам следует сделать акцент на реализации сегодняшних мероприятий, чтобы увеличить стоимость вашего бизнеса и обеспечить плавный переход в будущем.

Одна из полезных моделей — «Методология ускорения роста стоимости» — разработана Институтом планирования выхода из бизнеса (EPI). Согласно этому подходу, владелец бизнеса начинает с «триггерного события», под которым понимается личная, финансовая и бизнес-оценка, соотнесенная с диапазоном стоимости бизнеса (EBITDA x диапазон отраслевых мультипликаторов).

По завершении триггерного события владелец бизнеса определяет текущую стоимость предприятия, которую он может сопоставить со стоимостью лучших в своей отрасли организаций. Цель состоит в том, чтобы определить, что нужно сделать владельцу бизнеса, чтобы повысить стоимость предприятия и сделать его более привлекательным для потенциального покупателя.

Провоцирующее событие определяет вероятность успеха в отношении стратегий роста и перехода. Самое главное — выявить существующие пробелы, такие как отставание в прибыли или стоимости по сравнению с другими компаниями в отрасли. А также отставание в материальной ценности, то есть сумму, которую владелец бизнеса должен получить, чтобы жить той жизнью, которую он себе представляет. Как только владелец поймет конечную цель, он сможет определить меры, необходимые для защиты, создания и извлечения прибыли при процедуре выхода из бизнеса.

Повышение стоимости бизнеса перед реализацией стратегии выхода

Проведя оценку готовности, владелец сможет лучше понять, в каком диапазоне стоимости (ROV) он находится для своей фирмы. В основе ROV лежит коэффициент, определяемый рынками частного капитала, и хотя владелец не контролирует диапазон стоимости, он может внести коррективы в свое положение на этом отрезке.

Выявив слабые места, владелец может начать повышать стоимость своего бизнеса. Для этого есть три основных способа:

  1. Увеличить доходы.
  2. Снизить риск.
  3. Стать лидером в своей отрасли.

Чтобы сдвинуться с мертвой точки, компания должна максимизировать свои главные факторы стоимости. К таким факторам относятся:

— История постоянных поступлений.
— Занимаемая ниша на развивающемся рынке.
— Автономность компании, то есть возможность вести бизнес без владельца.

И наоборот, к числу главных убийц стоимости относятся:

  1. Чрезмерная сосредоточенность, например, наличие только одной основной статьи прибыли или одного-двух ключевых клиентов, обладающих значительным ценовым влиянием.
  2. Неэффективные системы учета и отчетности (один из главных убийц сделок).
  3. Отсутствие планирования преемственности.

Создание продуманной стратегии выхода из бизнеса

Есть несколько ошибок, которые часто совершают владельцы, желающие продать свой бизнес. Одним из самых больших препятствий на пути к успеху является недополучение полной стоимости из-за того, что они не успели завершить триггерное событие. Владельцы, которые не получили от продажи достаточных средств для достижения своих целей после выхода из бизнеса, испытывают глубокое разочарование

Оценка стоимости бизнеса гарантирует, что вы хорошо подготовились. Когда вы начинаете процесс продажи, кажется, что он проходит в мгновение ока, поэтому вы добьетесь лучших результатов, если уже будете знать, что хотите получить.

Наконец, потенциальные продавцы не раскрывают достаточную информацию в коммерческом предложении. В конце концов, все факты выплывут на поверхность, и такая недосказанность может подорвать доверие. Лучше заключить соглашение о неразглашении и рассказать о своем бизнесе во всех подробностях, чтобы у потенциального покупателя была вся необходимая информация.

Выработать правильный подход, объединившись со специализированной командой консультантов по планированию выхода из бизнеса

Если ваш бизнес достиг внушительного уровня, к вам могут обратиться представители частного капитала или стратегические покупатели. Хотя это может быть очень увлекательно, важно сделать паузу и разработать стратегический план дальнейших действий.

В первую очередь необходимо создать основную команду, которая должна состоять из:

— генерального директора/президента;
— старшего руководства;
— бухгалтера;
— адвоката;
— консультанта по вопросам благосостояния, имеющего квалификацию, например, сертифицированный советник по планированию выхода из бизнеса или сертифицированный специалист по планированию выхода из бизнеса, выступающего в роли защитника.

Затем обратитесь к посреднику, чтобы он помог провести сделку. Малые предприятия с объемом продаж менее 5 миллионов долларов обычно пользуются услугами бизнес-брокера, а предприятия с объемом продаж от 5 миллионов до 1 миллиарда долларов — услугами консультанта по слияниям и поглощениям.

Прежде чем приступить к этому шагу, вы должны определить, сколько стоит ваш бизнес и что вам нужно получить. В противном случае вы можете получить выгодное предложение, а потом понять, что не оценили бизнес, а просто потратили деньги на ветер, — и вот тогда-то и начнутся сожаления.

Планирование желаемой жизни после продажи бизнеса

Однако дело не только в стоимости бизнеса. Вы также будете относиться к этому процессу более позитивно, если у вас есть четкое видение своей жизни после выхода из бизнеса. Даже если вы думаете, что останетесь в компании на какое-то время, многие бывшие владельцы понимают, что сложившиеся условия им больше не подходят, и уходят раньше, чем ожидали. Именно тогда вы сможете по достоинству оценить то, что уже составили план своих целей.

Жизнь после окончания бизнеса похожа на инвестиционный портфель, состоящим из множества классов активов. Вам нужно сформировать свой инвестиционный портфель таким же образом. Четко определите, как вы будете распределять свое время между различными приоритетами: путешествия, семья, хобби, новое дело, даже благотворительные цели, будь то время, деньги или то и другое. Одна из полезных аббревиатур — «STEP» —  Spiritual, Things, Experiences, People: Дух, Вещи, Опыт, Люди», где вы определяете, что важно в каждой из этих категорий.

Как только вы начнете думать о продаже своего бизнеса, вы будете удивлены скоростью, с которой проходит сделка. Убедитесь, что вы готовы во всех сферах своей жизни.

В нашей компании вы можете получить грамотную консультацию от профессионалов по вопросам защиты инвесторов и сохранению капитала.

Для того, чтобы более подробно узнать о последних новостях на фондовых мировых рынках, пообщаться на актуальные темы, переходите на мой ТГ-канал по ссылке.

IPG в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *