Планирование стратегии выхода
Есть удивительная статистика: в ходе опроса владельцев бизнеса, вышедших из него, 76 % респондентов отметили, что через год после выхода испытывают глубокое сожаление. Какая стратегия выхода из бизнеса нужна, чтобы не пожалеть о содеянном?
Возможность выхода из бизнеса никогда не гарантирована
Владельцы кропотливо строили интересный бизнес и оказались в числе немногих счастливчиков, которым удалось выйти из него, но впоследствии их настигло чувство сильного разочарования. Из 10 предприятий, которые выставляются на продажу, только два продаются — 80 % не продаются. Как изменить эту статистику?
Существует множество причин, побуждающих сожалеть о выходе из бизнеса. Одни владельцы фирм просто чувствуют себя неподготовленными, другие считают, что не получили желаемой цены за свое дело.
Чувство сожаления может быть личного плана
Часто владельцы не готовы к передаче бизнеса потому, что не планировали жизнь после выхода. На протяжении десятилетий они были сосредоточены на развитии фирмы.
В последние 12 месяцев, предшествующих продаже, их энергия, время, внимание поглощены заключением сделок и прохождением юридической экспертизы. У них не было времени подготовиться к следующему этапу на психологическом уровне. Вполне логично, что владелец может испытывать чувство сожаления, если он внезапно потерял ощущение цели.
Чувство сожаления может быть и финансового характера
Некоторые владельцы чувствуют, что после ухода из бизнеса они потеряли деньги. Это происходит из-за несоответствия ценности их компании рыночным показателям. Менее 6 % компаний, которые попытаются выйти из бизнеса к 2030 году, продадут свою компанию по желаемой стоимости. Движущий фактор: снижение нематериальной стоимости.
Системы бухгалтерского учета отлично справляются с измерением стоимости материальных активов. Они стандартизированы, общеприняты и тщательно контролируются. Однако нематериальные активы — это совсем другая история. Они туманны, их трудно увидеть в компании. Тем не менее, мы знаем, что они являются ключом к раскрытию стоимости.
80 % стоимости компании обычно приходится на ее нематериальные активы:
1. человеческий капитал — ценность ваших талантов;
2. клиентский капитал — ценность ваших отношений с клиентами;
3. структурный капитал — стоимость ваших систем и интеллектуальной собственности;
4. социальный капитал — ценность вашего бренда, культуры.
Если сосредоточиться на росте стоимости, согласовать деловые, личные и финансовые цели, компания потенциально может удвоить свою стоимость за три-пять лет. Самое главное, что владельцы предприятий могут избежать чувства сожаления после выхода из компании!
Как мы оцениваем компанию?
Существует несколько различных методов оценки стоимости компании. Давайте остановимся на простой формуле: EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа, амортизации) х MULTIPLE (материальные и нематериальные активы) = VALUE (стоимость).
EBITDA х MULTIPLE = VALUE
В зависимости от размера компании, отрасли, условий рынка частного капитала и множества других переменных, фирма будет торговаться в диапазоне мультипликаторов. Этот диапазон владельцы предприятия не могут контролировать. Но владельцы могут контролировать то, как они попадают в диапазон мультипликаторов.
Как увеличить мультипликатор?
Можно увеличить мультипликатор для фирмы, обеспечить успешный выход и уменьшить чувство сожаления после выхода.
Проведя личную, финансовую и бизнес-оценку, владелец может разработать план действий с указанием приоритетов по двум параллельным направлениям. На первом будут рассмотрены видение и ценности, что позволит владельцу подготовиться к выходу (лично, финансово), а на втором — улучшение бизнеса и снижение рисков. Эти направления тесно связаны между собой. В конечном итоге они пересекаются на этапе генерального планирования.
Планирование выхода не должно зависеть от сроков. Вместо этого следует сосредоточиться на действиях, которые можно предпринять сегодня, чтобы увеличить стоимость вашего дела в будущем.
Когда вы должны начать планировать стратегию выхода? Если вы являетесь владельцем бизнеса, вы уже должны думать о выходе из него, независимо от того, насколько далеким он может быть. Запланируйте консультацию сегодня.
IPG в Telegram